Скифские корни Коля...
 
Падзяліцца:
Апавяшчэнні
Clear all

Скифские корни Коляды и средневековых князей

3 Посты
1 Карыстальнікі
0 Likes
1,353 Прагляды
Посты: 8
Удзельнік
Аўтар тэмы
 

Буду рад откликам на статью о дославянском содержании праздника Коляды и скифских корнях балтских и части "белорусских" племен. Статья "Пересмотр этимологии старославянского слова Колѩда, слов kult, gylta, galt в эстонском и скандинавских языках, авестийского paraδāta-, скифского *paralata, ведийского varāhá-" размещена на https://bsu.academia.edu/kiruxakirsh.

Если кратко, то родство скифов, балтов, восточных славян, русских, шведов отражено на «дереве» гаплогруппы R1a. Это родство также подтверждается общностью почитания тотема кабана, который прослеживается в данных археологии, этнографии, мифологии у всех этих популяций, а также в геральдике и письменных источниках у ирландцев и Highland шотландцев. (Здесь речь идет только о предках гаплогруппы R1a, т.к. славяне, русские и другие упомянутые популяции имеют целый набор различных гаплогрупп).

Автор доказывает, что фонетическое и семантическое соответствие лит. kiaulė, лтш. kuilis, эстон. kult, нем. Keiler, слав. Коляда, санкрит. kola-ta с одинаковыми значениями «кабан, свинья, боров» указывает на наличие одного источника происхождения и неординарную живучесть этимона в разных языках. В опубликованных автором статьях используется «куст» однокоренных русских и славянских слов: Коляда/Коледа, каляда, колобаны, колобок, колбаса (кол+баса), пол. kolacja. Все эти слова могут быть отнесены к архаичной лексике, т.е. иметь свои корни в неславянских языках, в которых еще не сформировалось славянское слово kolo в значении «колесо».

 
Размешчана : 1 ліпеня 2015 15:45
Тэгі тэмаў
Посты: 8
Удзельнік
Аўтар тэмы
 

Для затравки.
Выводить Колѩда от лат. Kalendae означает отвергнуть схожее словообразование у коляда в значении «свинья убиваемая на рождество»/«кабан» и у слова «говяда» - говѩждь (Супр.), прилаг., болг. гове́до, сербохорв. го̀ведо, словен. govedo, чеш. hovado, слвц. hovädo, в.-луж. howjado, н.-луж. Goẃedo. Оба слова означают мясо одомашненного животного. Более правдоподобным является обратный процесс - Kalendae выводится из Коляды, хотя здесь как раз возможно случайное совпадение. Римские Календы были связаны со сменой фаз луны, а славянские Коляды – с зимним солнцестоянием.

Слово «Коляда» должно быть отнесено именно к предкам славян (а не славянам), которые не говорили на славянских языках. Это слово могло быть заимствовано в славянские языки, например, из языков европейских племен и народов гаплогруппы R1a, а затем подвергнуться незначительному изменению.

Так как Календы оказывались праздничным днем лишь в Новый год 1-го марта или позднее на праздник лат. Matronalia в честь бога Марса, то следует более пристально изучить римский праздник середины декабря. Праздничный день Сатурна́лии (лат. Saturnalia) в честь Сатурна начинался в семьях с жертвоприношения - закалывали свинью. Этот праздник был связан с земледелием и скотоводством. Праздник первоначально отмечался 17 декабря по юлианскому календарю, а позднее торжества были продлены до 23 декабря. В Древнем Риме в ранние времена свинину готовили только по большим праздникам в честь богов. Напомню о нескольких совпадениях и созвучиях из санскрита. Санскритское слово kola-"кабан" имеет также значения «планета Сатурн» и «имя Шивы»; последний никак не вязан с воинственным вепрем varāhá бога Вишну.

Инструменты сравнительно-исторического языкознания (хотя разумнее говорить о здравом смысле) позволяют создать реконструкции, подтверждающие кабанью сущность праздника Коляда в значении «колядный кабанчик» (или поросенок, т.к. умеренные размеры позволяют поместить его в печь целиком) и коллективная (вскладчину) оплата, производившаяся свиными тушами.

 
Размешчана : 1 ліпеня 2015 15:55
Посты: 8
Удзельнік
Аўтар тэмы
 

Затравка не включила главный аргумент:
Сколоты (по-гречески скифы) оставили свою древнюю (горы, реки, озера) топонимику с корнем Кол/Колт. Эндоним сколотов, записанный Геродотом в V в. до н.э., может быть переведен с санскрита без лингвистических реконструкций sa- «это»/«вместе с» и kolata, *kolta «кабаны», kola «кабан».

Верховенство потомков «царских скифов» у некоторых восточных племен славян и балтов можно также засвидетельствовать через тотем кабана и личные имена предков или предшественников русских и литовских князей. Рыбаков предполагал сколотские корни в имени Аскольд. Князь Игорь, оправдывающий наименование его скифом, возможно, не столько из-за жестокости к византийцам, сколько из-за своего происхождения, назван императором Византии Константином VII Багрянородным (913-959) скифом и старым кабаном. Нападение кн. Игоря в 941 году описано следующими словами: «Но что за напасть, ненавистный тиран, разлучитель любящих и непримиримый враг, разделил [нас] и разделяет доныне? Все расстроили μονιός [старый кабан] и нашествие скифов».

Предположительно, предок великого князя литовского Гедимина мог носить имя Сколоменд или Сколдимер, которое созвучно имени мифического скифского юноши из царского рода Сколопита (Сколопетий, лат. Scolopitus).

 
Размешчана : 16 ліпеня 2015 18:23
Падзяліцца: