Подводная лодка Курск [ хронология катострофы, версии ]

У гэтай тэме 3 адказы, 1 удзельнік, апошняе абнаўленне 6 гады(-оў), 3 мес. таму.

Прагляд 4 паведамленняў - з 1 па 4 (з 4 усяго)
  • Аўтар
    Посты
  • #1932
    Opium
    Opium
    Удзельнік
    Усяго адказаў: 41

    Хронология Катастрофы Курска
    материал газеты и авторское мнение.

    12 августа 2000 года подводная лодка “Курск” затонула в Баренцевом море, в 175 км от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы.

    Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море в 23:30 на сеанс связи не вышла атомная подводная лодка К-141 “Курск”

    1.

    Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

    2.

    Воскресенье, 13 августа

    3:21. Эхолот крейсера “Петр Великий” обнаружил на морском дне “аномалию”, которой, как стало ясно впоследствии, оказался лежащий на дне “Курск”.

    10 утра. Первый спасательный корабль прибыл на место происшествия и начал попытки спасения подводной лодки.

    Понедельник, 14 августа
    11 часов.
    ВМФ впервые сообщает о затоплении “Курска”. По словам военных, с лодкой установлена радиосвязь, однако затем эта информация опровергается сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является “перестук”.

    13 часов. По данным флота, к месту аварии спешат спасательные суда. Уровень радиации остается допустимым, на борту подводной лодки нет ядерного оружия, – говорят военные.

    14 часов. НТВ сообщает о затоплении носовой части субмарины и об отключении энергопитания.

    16 часов. Военные отрицают затопление и впервые сообщают о времени аварии: по их словам, она случилась в воскресенье. Однако на следующий день министерство иностранных дел Норвегии утверждает, что Москва ранее сообщала о том, что происшествие имело место в субботу. ВМФ эту информацию не подтверждает.

    18 часов. Главком ВМФ России адмирал Владимир Куроедов говорит, что лодка серьезно повреждена и расценивает шансы на успех спасательной операции как не очень высокие.

    Вечер. По некоторым сообщениям, “Курск” мог столкнуться с иностранным кораблем. Эта информация впоследствии опровергается российскими военными, утверждающими, что на борту лодки произошел взрыв.

    Британия предлагает России помощь в спасении экипажа и приводит в готовность глубоководный поисково-спасательный аппарат LR-5. О готовности помочь заявляют и США.

    Вторник, 15 августа.

    5 часов. Жестокий шторм не дает спасателям начать работу.

    9 часов. По словам военным, они слышали акустические сигналы от экипажа и знают, что моряки живы. Спасатели ждут улучшения погоды. ВМФ говорит о том, что справится с ситуацией без иностранной помощи.

    15-18 часов. По словам официальных лиц, спасательная операция началась. Представитель ВМФ утверждает, что кислорода на борту “Курска” осталось немного.

    21 час. Под воду опускается первая спасательная капсула. Менее чем через час попытка прекращена из-за сильного шторма.

    Вечер. Военные представители России встречаются в Брюсселе с коллегами из НАТО.

    Среда, 16 августа

    15 часов. Находящийся в Сочи президент Владимир Путин называет ситуацию критической. Вскоре глава правительственной комиссии первый вице-премьер Илья Клебанов говорит, что признаков жизни на борту подводной лодки нет.

    16 часов. Адмирал Куроедов заявляет, что Россия воспользуется британской помощью и содействием других государств. Через несколько часов Москва официально запросила помощи у Лондона и Осло.

    19 часов. Самолет с аппаратом LR-5 на борту приземляется в Трондхейме, Норвегия.

    Четверг, 17 августа

    Предпринимается шесть попыток пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки, однако все они оканчиваются неудачей из-за тяжелых погодных условий, плохой видимости и опасного угла, под которым “Курск” лежит на грунте.

    Корабль с LR-5 и спасателями на борту вышел из Трондхейма и направился в район бедствия, куда должен подойти в субботу во второй половине дня. К месту происшествия идет еще одно судно с норвежскими спасателями – Seaway Eagle, но оно будет у цели не раньше вечера воскресенья.

    Высокопоставленные российские военные начинают переговоры в Брюсселе с представителями НАТО о том, какую еще помощь может оказать Североатлантический альянс.

    Правительственная комиссия под руководством Ильи Клебанова заседает в Североморске восемь часов, обсуждая спасательную операцию. По словам Клебанова, лодка могла столкнуться с другим объектом и затонуть в течение нескольких минут.

    Пятница, 18 августа

    Утро. Предпринимается очередная попытка стыковки спасательного аппарата. Сила шторма – 2 балла, скорость ветра – 10 метров в секунду. Данные о состоянии лодки и экипажа по-прежнему недостоверные.

    День.
    Первый заместитель начальника Генерального штаба вооруженных сил России генерал-полковник Юрий Балуевский, признав, что потеря атомного подводного крейсера “снижает боевой потенциал флота на одну конкретную единицу”, заявил тем не менее, что трагедия “Курска” не скажется на снижении боевого потенциала Северного флота.

    По словам заместителя главы администрации Северного морского пути министерства транспорта России Александра Ушакова, никаких гражданских морских судов, с которыми могла бы столкнуться атомная подлодка “Курск”, в районе военных учений в Баренцевом море не было.

    Руководство военно-морского флота отказывается публиковать список членов экипажа подводной лодки, аргументируя это тем, что идет спасательная операция.

    Появляется информация о том, что ранее было предпринято не шесть, а 10 попыток стыковки специального аппарата с “Курском”, прчием в четырех случаях спасатели были близки к цели, но помешали штормовое море и плохая видимость.

    Пресс-служба ВМФ уверяет, что вопросы технической совместимости аварийного люка “Курска” и стыковочного узла британской мини-подводной лодки LR-5 фактически решены.

    Вечер.
    Руководитель пресс-службы ВМФ России называет ситуацию на борту “Курска” “закритической”.

    Суббота, 19 августа

    Ночь. Владимир Путин по возвращении из Крыма в Москву заявляет, что остается мало надежды на спасение кого-либо из находящихся на борту атомохода.

    17 часов. Начальник штба Северного флота адмирал Михаил Моцак делает заявление, из которого явствует, что на борту “Курска” в живых никого не осталось.

    Спасательная операция продолжается.

    Военные полагают, что взрыв произошел уже после удара лодки о грунт.

    Вечер. К месту происшествия подошло норвежское судно с британской мини-подлодкой LR-5. Погружение запланировано на утро воскресенья. Российские военные повторяют, что весь экипаж, вероятно, погиб.

    Воскресенье, 20 августа

    Утро. К операции подключаются британцы и норвежцы. Надежды на спасение кого бы то ни было из экипажа “Курска”, по словам главы правительственной комиссии вице-премьера Клебанова, “чисто теоретические”.

    12:30 Норвежский робот-манипулятор достиг подлодки.

    Командир базирующейся в Видяево дивизии атомных подводных лодок контр-адмирал Михаил Кузнецов заявил, что мина времен Второй мировой серьезного вреда “Курску” причинить не могла, так как его корпус способен выдержать даже небольшой ядерный взрыв. Наиболее вероятная версия взрыва атомохода, по мнению адмирала, – столкновение с иностранной подлодкой”.

    По словам Клебанова, повреждения на спасательном шлюзе “Курска” настолько серьезны, что LR-5 не сможет к нему пристыковаться. Теперь основная надежда – на ручную работу норвежских водолазов и аппарат-колокол.

    17 часов. Появляются сообщения о том, что норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка “Курска”, но поднять крышку они не могут. Тем не менее, водолазы считают, что в шлюзовой камере есть человек, который, похоже, пытался выбраться наружу.

    Понедельник, 21 августа

    Ночь. Илья Клебанов утверждает, что люк вручную открыть невозможно; норвежские спасатели утверждают, что могут это сделать и намерены попытаться утром.

    7:45.
    Норвежским водолазам удалось открыть люк. В шлюзовой камере людей не обнаружено.

    День. Водолазы пытаются открыть люк, ведущий из шлюзовой камеры внутрь лодки. Командующий Северным флотом адмирал Попов считает, что девятый отсек, к которому ведет люк, скорее всего, затоплен, и там не может быть выживших.

    Вице-премьер Клебанов говорит, что британская мини-субмарина LR-5 к “Курску” не пойдет, потому что она не сможет безопасно состыковаться с люком лодки.

    13 часов. Появляются сообщения информационных агентств о том, что норвежские водолазы приоткрыли люк, ведущий из шлюзовой камеры в девятый отсек “Курска”. По предварительной информации, отсек заполнен водой.

    #3143
    Opium
    Opium
    Удзельнік
    Усяго адказаў: 41

    22 августа президент России вылетел в Североморск, где встретился с родными и близкими погибших моряков. Путин не может ответить на вопросы о том, что именно произошло с “Курском” и почему не смогли спасти подводников. После встречи с родственниками Путин принимает решение не участвовать в назначенной на следующий день траурной церемонии и отбывает в Москву. Российское телевидение показывает потрясающие кадры разрухи, царящей в поселке военных моряков: ободранные подъезды, разбитые окна, изрисованные стены, протекающие потолки. Председатель правительственной комиссии по выяснении причин аварии, тогдашний вице-премьер Илья Клебанов в этот день заявил: “Уже во второй половине дня 14 августа было понятно, что в лодке живых нет… Но мы не могли раньше сообщить, что погибли все. Оставалась скорее теоретическая, но все-таки надежда, что в 9-м отсеке есть воздушная подушка. Мы не имели морального права заявить о гибели всех до полной проверки этого отсека”. Тогда же Клебанов говорит, что спасательная операция на самом деле началась 13 августа в 18.30 мск. Основной версией катастрофы “Курска” на тот момент правительственная комиссия считает столкновение подлодки с крупногабаритным подводным объектом, а военные эксперты не исключают, что это была британская субмарина. Ранее высказывались предположения, что “Курск” мог столкнуться с американской военной подлодкой.

    23 августа объявлен в России днем траура. В этот же день в пресс-службе верховного командования вооруженных сил Норвегии РИА “Новости” сообщили, что в порту норвежского города Берген находится американская подлодка “Мемфис”, которая зашла туда 18 августа для пополнения запасов. Это сообщение следует за информацией ряда СМИ о том, что лодка сильно повреждена и находится в ремонтном доке. СМИ связывают это происшествие с трагедией “Курска”. Однако представитель Норвегии заверяет, что заход “Мемфиса” носит плановый характер и никаких запросов о ремонте не было. Эту версию подтверждает и представитель посольства Норвегии в Москве.

    24 августа
    генеральный прокурор РФ Владимир Устинов объявил о возбуждении уголовного дела по факту гибели АПЛ “Курск”.

    26 августа
    Владимир Путин подписал Указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки “Курск” (посмертно). Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану 1-го ранга Геннадию Лячину (посмертно). Остальные члены экипажа награждены “Орденом Мужества”. В этот же день Путин подписал Указ “Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера “Курск”.

    29 августа

    военные и разведывательные круги США признают, что в момент аварии “Курска” рядом с ним находились две американские субмарины, однако отрицают, что причиной катастрофы стало столкновение с одной из них. Газета “Нью-Йорк Таймс” сообщает, что обе подлодки находились настолько близко к АПЛ “Курск”, что зафиксировали практически все происходившее на борту российского подводного ракетоносца. При этом источники газеты утверждают, что причиной аварии стал взрыв торпеды на борту “Курска”. Одной из этих американских подлодок, по данным “Нью-Йорк Таймс”, был тот самый “Мемфис”, который впоследствии обнаружился в норвежском порту Берген. На этом этапе российская сторона все еще считает одной из наиболее вероятных версий катастрофы столкновение “Курска” с иностранным подводным кораблем. Однако официальные представители Великобритании и США отвергают эту версию, заявив, что их подлодок не было в районе нахождения “Курска” в момент катастрофы.

    #3144
    Opium
    Opium
    Удзельнік
    Усяго адказаў: 41

    6 сентября
    США передали России имеющиеся у них данные о катастрофе АПЛ “Курск”, в частности, точное до секунды время взрывов на борту “Курска”.

    8 сентября
    известный ведущий CNN Ларри Кинг в прямом эфире спрашивает президента России: “Что случилось с российской подводной лодкой?”. Путин отвечает: “Она утонула”.

    19 сентября
    президент РФ Владимир Путин принял решение приступить к операции по подъему останков экипажа АПЛ и самой субмарины. Операция по подъему тел была намечена на октябрь-ноябрь 2000 года, по подъему АПЛ – на вторую половину лета – осень 2001 года.

    Баржа Мамут для подъема

    2 октября 2000 года
    в Санкт-Петербурге конструкторское бюро “Рубин”, управляющее операцией по подъему тел моряков с АПЛ “Курск”, заключило контракт с норвежским отделением американской фирмы Halliburton AS.

    25 октября началась операция по подъему тел погибших моряков-подводников. В этот день главком ВМФ Владимир Куроедов разрешил руководителю водолазных спусков контр-адмиралу Геннадию Веричу после проведения всего объема подготовительных работ отдать команду водолазам на вход внутрь подлодки “Курск”. В 8-й отсек затонувшей АПЛ спустился первый российский водолаз – мичман Сергей Шмыгин.

    В ночь на 26 октября

    водолазы, вскрывшие корпус подлодки, осмотрели тела моряков “Курска”. Стало ясно, что после взрыва в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках люди были живы. В кармане погибшего командира 9-го отсека Дмитрия Колесникова нашли предсмертную записку. Часть текста была обнародована: “13.15. Весь личный состав из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх”. Власти заявили, что вторая часть записки носит слишком личный характер, и поэтому ее не будут обнародовать. Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак позже рассказал журналистам, что в записке рассказывалось, что, возможно, два-три человека пытались выйти из лодки через аварийно-спасательный люк, однако это не удалось, потому что отсек был заполнен водой.

    Записка капитана Колесникова

    29 октября
    в Североморске на Приморской площади состоялась ритуальная церемония прощания с четырьмя подводниками, погибшими в результате катастрофы на АПЛ “Курск”.

    В конце октября в Баренцевом море прекращены все работы в девятом отсеке лодки.

    2 ноября
    начались и затем были прекращены работы по вскрытию корпуса в третьем отсеке. Отсек в тот же день законсервирован по решению главкома ВМФ Владимира Куроедова. В 3-й отсек водолазы не входили – телекамеры показали “значительные разрушения, нагромождение аппаратуры, отсечных механизмов, фрагментов приборов”. Работа перенесена на 4-й отсек. В тот же день в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище прошли похороны капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова.

    7 ноября
    принято решение о том, что дальнейшее продолжение работ в 4-м отсеке невозможно из-за сильных завалов и разрушений внутри него. В 5-м отсеке подлодки водолазы не смогли добраться до нижних палуб, где могли находиться люди – размеры этого люка 60 х 60 см, а минимальная ширина отверстия, через которое могут пройти водолазы без риска для жизни – 75х75 см. 1-й и 2-й отсеки “Курска” практически полностью разрушены, в 3-й отсек водолазы не смогли спуститься из-за нулевой видимости и значительных разрушений, а в 6-м отсеке расположены реакторы лодки, поэтому спуск в него также невозможен. На основании этого принято решение о прекращении операции по подъему тел. Водолазы законсервировали все люки “Курска”.

    #3145
    Opium
    Opium
    Удзельнік
    Усяго адказаў: 41

    29 октября
    в Североморске на Приморской площади состоялась ритуальная церемония прощания с четырьмя подводниками, погибшими в результате катастрофы на АПЛ “Курск”.

    В конце октября в Баренцевом море прекращены все работы в девятом отсеке лодки.

    2 ноября
    начались и затем были прекращены работы по вскрытию корпуса в третьем отсеке. Отсек в тот же день законсервирован по решению главкома ВМФ Владимира Куроедова. В 3-й отсек водолазы не входили – телекамеры показали “значительные разрушения, нагромождение аппаратуры, отсечных механизмов, фрагментов приборов”. Работа перенесена на 4-й отсек. В тот же день в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище прошли похороны капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова.

    7 ноября
    принято решение о том, что дальнейшее продолжение работ в 4-м отсеке невозможно из-за сильных завалов и разрушений внутри него. В 5-м отсеке подлодки водолазы не смогли добраться до нижних палуб, где могли находиться люди – размеры этого люка 60 х 60 см, а минимальная ширина отверстия, через которое могут пройти водолазы без риска для жизни – 75х75 см. 1-й и 2-й отсеки “Курска” практически полностью разрушены, в 3-й отсек водолазы не смогли спуститься из-за нулевой видимости и значительных разрушений, а в 6-м отсеке расположены реакторы лодки, поэтому спуск в него также невозможен. На основании этого принято решение о прекращении операции по подъему тел. Водолазы законсервировали все люки “Курска”.

    2001 год

    18 мая
    российская сторона подписала контракт на подъем атомной подводной лодки “Курск” с голландской фирмой “Маммут транспорт БВ”.

    16 июля
    – началась первая фаза операции по подъему: работы по отделению первого отсека и подготовке технологических отверстий в подлодке. Время проведения всей операции – три месяца. В операции принимало участие специальное судно “Майо”, охрану района производили большой противолодочный корабль “Североморск” и малый ракетный корабль “Айсберг”. Гидрографическое судно ГС-87 осуществляло радиационный мониторинг.

    14 сентября на борту водолазного судна “Майо” представители ЦКБ “Рубин” и фирмы “Майо” подписали протокол о выполнении работ по отделению первого отсека атомной подводной лодки “Курск”.

    7 октября
    поздно вечером началась операция по подъему АПЛ со дна Баренцева моря. Лодка была оторвана от грунта с помощью 26 подъемных захватов, установленных на барже “Гигант-4”. Скорость подъема “Курска” – примерно 10 метров в час. Каждые 50 минут подъем приостанавливался для проверки баланса и распределения применяемой подъемной силы на тросах. После подъема лодки на 58 метров началась ее буксировка баржей “Гигант-4”. Баржа, к которой тросами прикреплен атомоход, 8 октября снялась с якорей.

    10 октября
    успешно завершена буксировка системы “баржа-лодка” в Росляковский судоремонтный завод ВМФ. Критических ситуаций не возникало.

    22 октября
    атомоход “Курск” отделен от баржи “Гигант-4” и установлен на киль-блоки в плавдоке номер 50 судоремонтного завода в Росляково.

    Для работы на АПЛ “Курск” были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт-Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз.

    27 октября
    Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена “в течение шести-семи, максимум восьми часов”,- сообщил Генпрокурор. Устинов отметил, что подлодка “Курск” очень пострадала, все переборки прочного корпуса “срезаны как ножом”. Однако преграда, отделявшая 6-й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.


    В ходе операции удалось обнаружить и опознать 115 из 118 погибших подводников, в том числе останки командира подлодки “Курск” капитана первого ранга Геннадия Лячина.

    2002 год

    В конце мая – начале июня прошла операция по подъему первого отсека АПЛ “Курск”. В операции приняли участие спасательные суда Северного флота России “Алтай” и “Михаил Рудницкий”. Подъем остальных фрагментов был сопряжен с высокой степенью риска для экипажа подводных аппаратов, осуществлявших операцию.

    19 июня возглавляющий правительственную комиссию по расследованию причин гибели “Курска” Клебанов заявил журналистам, что осталась одна версия трагедии – “взрыв торпеды”. “Комиссия отсекла версию столкновения и версию мины”, – сказал Клебанов.

    СМИ предполагали, что катастрофа произошла в результате пожара в торпедном отсеке при испытании нового оружия – усовершенствованной модели скоростной и бесшумной торпеды “Шквал”. Для наблюдения за новыми торпедами на Курске находился представитель завода-производителя “Дагдизель” Мамед Гаджиев.

    20 июня
    спасательные суда покинули место работ.

    26 июля
    Генеральный прокурор России сообщил, что гибель “Курска” произошла “вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ. Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода “Курск” за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели “Курска”, нет состава преступления.

    2005 год

    В конце июля канадский телеканал History Channel демонстрировал сериал про подводные лодки. Две серии были посвящены катастрофе “Курска”, в которых авторы фильма предложили собственную версию случившегося – в районе учений находились две американские подводные лодки, которые наблюдали за испытанием нового оружия на “Курске”. Одна из них попыталась подойти поближе к “Курску”, но, не рассчитав, столкнулась с ним. Капитан второй лодки, думая, что его коллегу атаковали русские, выпустил по “Курску” торпеду, предположили авторы сериала.

Прагляд 4 паведамленняў - з 1 па 4 (з 4 усяго)

Для адказу ў гэтай тэме неабходна аўтарызавацца.

Падзяліцца