Скифские корни Коляды и средневековых князей

У гэтай тэме 2 адказы, 1 удзельнік, апошняе абнаўленне 3 гады(-оў), 4 мес. таму.

Прагляд 3 паведамленняў - з 1 па 3 (з 3 усяго)
  • Аўтар
    Посты
  • #1962

    kirsh
    Удзельнік
    Усяго адказаў: 8

    Буду рад откликам на статью о дославянском содержании праздника Коляды и скифских корнях балтских и части “белорусских” племен. Статья “Пересмотр этимологии старославянского слова Колѩда, слов kult, gylta, galt в эстонском и скандинавских языках, авестийского paraδāta-, скифского *paralata, ведийского varāhá-” размещена на https://bsu.academia.edu/kiruxakirsh.

    Если кратко, то родство скифов, балтов, восточных славян, русских, шведов отражено на «дереве» гаплогруппы R1a. Это родство также подтверждается общностью почитания тотема кабана, который прослеживается в данных археологии, этнографии, мифологии у всех этих популяций, а также в геральдике и письменных источниках у ирландцев и Highland шотландцев. (Здесь речь идет только о предках гаплогруппы R1a, т.к. славяне, русские и другие упомянутые популяции имеют целый набор различных гаплогрупп).

    Автор доказывает, что фонетическое и семантическое соответствие лит. kiaulė, лтш. kuilis, эстон. kult, нем. Keiler, слав. Коляда, санкрит. kola-ta с одинаковыми значениями «кабан, свинья, боров» указывает на наличие одного источника происхождения и неординарную живучесть этимона в разных языках. В опубликованных автором статьях используется «куст» однокоренных русских и славянских слов: Коляда/Коледа, каляда, колобаны, колобок, колбаса (кол+баса), пол. kolacja. Все эти слова могут быть отнесены к архаичной лексике, т.е. иметь свои корни в неславянских языках, в которых еще не сформировалось славянское слово kolo в значении «колесо».

    #3195

    kirsh
    Удзельнік
    Усяго адказаў: 8

    Для затравки.
    Выводить Колѩда от лат. Kalendae означает отвергнуть схожее словообразование у коляда в значении «свинья убиваемая на рождество»/«кабан» и у слова «говяда» – говѩждь (Супр.), прилаг., болг. гове́до, сербохорв. го̀ведо, словен. govedo, чеш. hovado, слвц. hovädo, в.-луж. howjado, н.-луж. Goẃedo. Оба слова означают мясо одомашненного животного. Более правдоподобным является обратный процесс – Kalendae выводится из Коляды, хотя здесь как раз возможно случайное совпадение. Римские Календы были связаны со сменой фаз луны, а славянские Коляды – с зимним солнцестоянием.

    Слово «Коляда» должно быть отнесено именно к предкам славян (а не славянам), которые не говорили на славянских языках. Это слово могло быть заимствовано в славянские языки, например, из языков европейских племен и народов гаплогруппы R1a, а затем подвергнуться незначительному изменению.

    Так как Календы оказывались праздничным днем лишь в Новый год 1-го марта или позднее на праздник лат. Matronalia в честь бога Марса, то следует более пристально изучить римский праздник середины декабря. Праздничный день Сатурна́лии (лат. Saturnalia) в честь Сатурна начинался в семьях с жертвоприношения – закалывали свинью. Этот праздник был связан с земледелием и скотоводством. Праздник первоначально отмечался 17 декабря по юлианскому календарю, а позднее торжества были продлены до 23 декабря. В Древнем Риме в ранние времена свинину готовили только по большим праздникам в честь богов. Напомню о нескольких совпадениях и созвучиях из санскрита. Санскритское слово kola-“кабан” имеет также значения «планета Сатурн» и «имя Шивы»; последний никак не вязан с воинственным вепрем varāhá бога Вишну.

    Инструменты сравнительно-исторического языкознания (хотя разумнее говорить о здравом смысле) позволяют создать реконструкции, подтверждающие кабанью сущность праздника Коляда в значении «колядный кабанчик» (или поросенок, т.к. умеренные размеры позволяют поместить его в печь целиком) и коллективная (вскладчину) оплата, производившаяся свиными тушами.

    #3196

    kirsh
    Удзельнік
    Усяго адказаў: 8

    Затравка не включила главный аргумент:
    Сколоты (по-гречески скифы) оставили свою древнюю (горы, реки, озера) топонимику с корнем Кол/Колт. Эндоним сколотов, записанный Геродотом в V в. до н.э., может быть переведен с санскрита без лингвистических реконструкций sa- «это»/«вместе с» и kolata, *kolta «кабаны», kola «кабан».

    Верховенство потомков «царских скифов» у некоторых восточных племен славян и балтов можно также засвидетельствовать через тотем кабана и личные имена предков или предшественников русских и литовских князей. Рыбаков предполагал сколотские корни в имени Аскольд. Князь Игорь, оправдывающий наименование его скифом, возможно, не столько из-за жестокости к византийцам, сколько из-за своего происхождения, назван императором Византии Константином VII Багрянородным (913-959) скифом и старым кабаном. Нападение кн. Игоря в 941 году описано следующими словами: «Но что за напасть, ненавистный тиран, разлучитель любящих и непримиримый враг, разделил [нас] и разделяет доныне? Все расстроили μονιός [старый кабан] и нашествие скифов».

    Предположительно, предок великого князя литовского Гедимина мог носить имя Сколоменд или Сколдимер, которое созвучно имени мифического скифского юноши из царского рода Сколопита (Сколопетий, лат. Scolopitus).

Прагляд 3 паведамленняў - з 1 па 3 (з 3 усяго)

Для адказу ў гэтай тэме неабходна аўтарызавацца.

Падзяліцца